Почему поставщику стоит проявить должную осмотрительность при выборе покупателя. Кто такой недобросовестный покупатель?
2 апреля 2020
Уже не первый год все юридические и бухгалтерские периодические издания пишут о проверке деятельности контрагентов на предмет их добросовестности. В статье мы хотим объяснить свою позицию о проверке покупателей нашей продукции.
Уже не первый год все юридические и бухгалтерские периодические издания пишут о проверке деятельности контрагентов на предмет их добросовестности. Такие словосочетания как «должная осмотрительность», «необоснованная налоговая выгода», «добросовестность контрагента», «фирма-однодневка» известны всем, кто задействован в процессе переговоров, согласовании и заключении сделок. Конечно, речь идет о проверке наших поставщиков товаров, работ или услуг.
В настоящее время практически у любой компании существуют более или менее четкие представления о том, какие мероприятия необходимо провести перед заключением сделки с контрагентом-поставщиком для того, чтобы максимально обезопасить себя от претензий налоговой инспекции. В некоторых случаях без выполнения проверки контрагентов представляется крайне легкомысленным даже оплатить счет на незначительную сумму.
А теперь самое интересное…
В судебной практике появляются споры, в которых налоговые органы пытаются доказать, что недобросовестным и ненадежным партнёром в бизнесе может оказаться и ПОКУПАТЕЛЬ (дело № А12-20688/2018).
В данном деле налоговый орган посчитал, что поставщик неправомерно:
А теперь самое интересное…
В судебной практике появляются споры, в которых налоговые органы пытаются доказать, что недобросовестным и ненадежным партнёром в бизнесе может оказаться и ПОКУПАТЕЛЬ (дело № А12-20688/2018).
В данном деле налоговый орган посчитал, что поставщик неправомерно:
- включил в налоговую базу по НДС суммы по реализации товаров в адрес покупателя;
- применил налоговые вычеты по НДС по документам, оформленным от имени указанного контрагента;
- отразил отнесение в составе доходов суммы выручки от реализации товаров;
- занизил внереализационные доходы от прочей деятельности на сумму безвозмездно полученных денежных средств от покупателя;
- включил в состав расходов затраты по документам, оформленным от имени покупателя.
Сумма требований к поставщику составила более 15 миллионов рублей.
В ходе проверки налоговый орган установил, что покупатель зарегистрирован по адресу «массовой регистрации» и деятельность по указанному адресу не ведет, руководители и учредители также относятся к «массовым», в собственности компании отсутствует какое-либо имущество, складские помещения, транспорт, суммы налогов в декларациях по НДС указаны в минимальном размере.
Вывод проверяющих: поставщик свою продукцию покупателю не передавал, стороны вели документооборот по сделке формально
В итоге поставщик проиграл процесс во всех судебных инстанциях, не поддержал налогоплательщика и Верховный суд РФ.
Соответственно, поставщики вынуждены принимать решения о проверке своих покупателей. По нашему мнению, подобные мероприятия негативно влияют на отношения между партнерами, вызывают недоверие, тормозят развитие свободного рынка и делового оборота и затягивают процесс подписания договоров, а значит приводят к переносу сроков реализации многих успешных бизнес-проектов компаний.
ООО завод «Берит» в связи с подобной судебной практикой осуществляет проверку покупателей, но в более кратком виде. Именно так в данный момент настоятельно рекомендуют поступать многие юристы и налоговые консультанты, т.е. следовать принципу: «Доверяй, но проверяй»
Уважаемые покупатели!
Мы надеемся на понимание и заранее благодарим за предоставление информации о вашей компании!